1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
468 просмотров

Олоҥхону истиэҕиҥ

 «Олоҥхону, остуоруйаны истиэҕиҥ»

Организаторы проекта: Детская библиотека «Туллукчаан» Таттинской МЦБС.

Сроки: январь- ноябрь 2019.
Цель проекта: Продвижение и раскрытие потенциала народного эпоса и этнической философии олоҥхо в школах для детей младшего и среднего возраста с участием педагогов школ,руководителей кружков, работников музея.
Задачи:
— вовлечь в проект работников школ и музеев;
— заинтересовать детей эпосом олоҥхо;
— обогатить словарный запас детей лексикой из олоҥхо;
— ознакомить детей с  олоҥхо Реаса Кулаковского  “Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор”;
— добиться хорошей осведомленности о канонах, сюжете, персонажах олоҥхо;
— организовать интересные формы игр, чтобы заинтересовать детей миром олоҥхо.

Актуальность проекта:
В 2005 году эпос народа саха Олонхо признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. «Решение ЮНЕСКО было встречено народом с большим воодушевлением. Оно дало мощный толчок к изучению и пропаганде нашего эпического наследия. С2016 по 2026 годы в РС(Я) объявлено второе десятилетие олоҥхо.
В статье П.А.Ойунского «Якутская сказка (олоҥхо), её сюжет и содержание» Платон Алексеевич пересказывает канонический сюжет олоҥхо и дает характеристику основных художественных образов олоҥхо.Статья внесла большой вклад в изучении олоҥхо и нынче имеет большую ценность в виду того, что нет равноценных статей того времени.
Олоҥхо был самым любимым и зрелищным видом устного творчества якутов в те времена, когда было мало образованных людей. Приезд олоҥхосута был очень ожидаемым и желанным событием в жизни каждого якута. Олонхосут обладал феноменальной памятью, богатой фантазией и художественным чутьем. Многие образованные люди, которые потом стояли на истоках образования республики, с детства любили слушать олоҥхо. Если бы П.А.Ойунский не оставил бы потомкам олоҥхо в письменном виде, возможно мы бы не могли оценить сполна величие эпоса. Поэтому мы должны ценить и популяризировать эпос олоҥхо в целях сохранения интереса.
В наше время почти во всех дошкольных образовательных учреждениях дети учатся слушать олоҥхо и различать положительных и отрицательных героев эпоса. В школе же ученики младших классов целиком погружаются в учебный процесс. Если у них в программе нет внеурочных занятий с олоҥхо, то эти навыки со временем теряются и соответственно слабеет интерес к олоҥхо. Если в этот промежуток времени работники учреждений по учебной и воспитательной работе с детьми будем совместно работать в целях сохранения интереса к олоҥхо, то в дальнейшем эти дети будут интересоваться устным народным творчеством.

Этапы проекта:

Этапы и названия мероприятий Сроки Ответственные
1. Подготовительный этап.

Планирование работ по проекту

по месяцам.

декабрь 2018 Захарова Л.Н.,

Монастырева А.Е.

2. Организационный этап.

 

1.Беседы по теме “Олоҥхо” в школах (5-6, 7-8 кл)

 

2.Улусный конкурс рисунков по сказке олонхо Р.А.Кулаковского «Орто дойду олохтооҕоОрдьоот оҕонньор”.

 

3.Улусный конкурс “Остуол оонньуутун толкуйдаан оҥор” по мотивам олонхо Р.А.Кулаковского «Орто дойду олохтооҕоОрдьоот оҕонньор».

 

 

 

 

4. Выставка настольных игр по итогам улусного конкурса.

 

 

5. Книжные выставки в чит.зале  и виртуальные выставки по теме олоҥхо на сайте детской библиотеки.

 

6.Ознакомление олонхо для детей Р.А.Кулаковского «Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор» и «Батастаан Баатыр» в клубах  «Читаем КЛАССно», «Бииргэ ааҕар үчүгэй»

 

 

 

6.Озвучивание сказок (переводы) П.А.Ойунского с детьми клуба “Читаем классно”.

 

7. Рассылка онлайн викторины«Ойуунускай олоҥхотун олохтоохторун билэҕин дуо?»

 

8. Квест-игра по мотивам олоҥхо в Таттинском литературном музее  с.Ытык-Кюель.

 

 

 

9.“Олоҥхо ыллыктарынан айан” настольная игра и другие настольные игры в летней школе читательского мастерства.

 

10. Театральная постановкаолоҥхо«Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор» совместно с театральным клубом “Кустук”.

 

 

 

 

 

В течение года

 

январь

 

 

 

 

январь- февраль

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

 

 

1 раз каждый квартал в течение года

 

 

февраль –

март

 

 

 

 

 

 

 

март

 

 

 

апрель

 

 

 

май

 

 

 

 

 

июнь

 

 

 

 

сентябрь –

октябрь

 

 

Захарова Л.Н.,

Монастырева А.Е.

 

 

 

 

 

 

Чычымахский филиал Таттинской МЦБС,

Детская библиотека

“Туллукчаан”,

Семья Фоминых-Игнатьевых.

 

Монастырева А.Е.

 

 

 

Захарова Л.Н.

 

 

 

 

Захарова Л.Н.,

Монастырева А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Монастырева А.Е.

 

 

 

Коллектив ДБ «Туллукчаан».

 

 

Коллектив ДБ «Туллукчаан».,

Работники литературного музея.

 

Захарова Л.Н.,

Монастырева А.Е.

 

 

 

Захарова Л.Н.,

учителя школ.

3. Заключительный этап.

1.Декада олоҥхо ко дню олоҥхо.

2.Завершающий семинар по итогам работы проекта для педагогов и родителей.

 

ноябрь-декабрь.

 

Большакова А.Д.,

Захарова Л.Н.,

Монастырева А.Е.,

Санникова З.Л.,

Туласынова М.

Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит заинтересовать олоҥхо детей младшего и среднего возраста за счет того, что выбранные олоҥхо «Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор», “Батастаан Баатыр”легче воспринимаются детьми в виду небольшого объема. Настольные игры в ходе игры помогают усвоить и закрепить знания об олоҥхо. Также, каждый этап работы по проекту будет освещаться в инстаграм странице и на сайтеДБ “Туллукчаан”.
В дальнейшем, при успешной реализации проекта можно придумать другой проект для детей старшей возрастной категории.